Нас было 5 человек — я, муж, моя мама и двое детей (почти 7 и 8.5). Поездка была немного необычная для нас — я давным давно жила год на Кипре (2003-2004 год) и много видела и знаю, мама ко мне в гости приезжала и тоже много видела, а муж не был ни разу. Поэтому задача была показать мужу Кипр (в процессе выяснилось что ему нужен в основном пляж, и детям тоже конечно), поездить по старым местам (моя ностальгия), и найти что-то новое и интересное для всех, ну и мне время на встречи со старыми друзьями. На всё это было 10 дней (17-27.10).

Я взяла билеты в Пафос на Ryan Air сразу, как они появились в продаже. Проживание — не рассматривался никакой вариант, кроме Айя Напы — там просто лучшие пляжи, инфраструктура и вообще хотелось именно туда. Полет ночной, т.е самолет приземлился в Пафосе в полпервого ночи, и было решено, что раз движение там другое, и мы будем уставшие, то ехать сразу в Айя Напу это слишком сложно. Поэтому была забронирована квартира в Пафосе на 1 ночь. Правда хозяин квартиры сделал нам сюрприз и в сентябре сообщил, что принять нас не может. Booking.com все разрулили при моём активном участии, и я заменила эту бронировку апарт-отелем Daphne Hotel Apartments. Это место я не рекомендую категорически, не смотря на вполне вменяемые отзывы. Одно из худших мест, в котором я когда-либо останавливалась, хамло на рецепшион, итд. Больше писать не буду, отзыв уже мой висит на букинге.

Заранее была забронирована машина в KEM Rental Cars, на всю поездку. Класс compact, нам дали Nissan Note, не сильно новый, но очень даже ничего а главное экономный. Я очень долго изучала разные прокатные конторы, и КЕМ оказались единственными, кто без всяких фокусов разрешал ехать на Северный Кипр, а для нас это было принципиально. Конторой остались довольны. Проехали в общей сложности 1600 км. Стоимость проката 237 евро на 10 дней, дополнительно я купила за 38 евро страховку, покрывающую залог, но это не у них, а в Worldwideinsure.com. Плюс страховка на Север — 25 евро на 3 дня, делается на границе, оплата наличными в евро. Можно и карточкой, но сложно. Важный момент — страховка, которую продают на границе это обычная liikluskindlustus, а я хотела ещё и каско. Но НИКТО не продаёт каско на греческую машину для поездки на турецкий Кипр. Я подняла всех знакомых, весь гугл, и пришла к выводу, что надо просто рискнуть.

17го октября мы проснулись, прогулялись по Пафосу (никакой археологии и мозаик — только виды), искупались на городском пляже, и решили сразу ехать в Айя Напу. Запланированный зоопарк остался на следующий раз. Дороги хорошие, скорость большая, не торопясь за 2 часа доехали. Дороги бесплатные. Очень много знаков, что типо камера стоит — но мы ни одной не видели, и потом местные сказали, что их нет, просто знаки стоят 🙂 Заселились в квартиру в Айя Напе, рядом с пляжем Нисси. Квартира для нашей компании подошла идеально — она не была какая-то мега стильная-люкс, но было 3 спальни, отдельный кондиционер в каждой комнате, огромный балкон и вообще всё что нужно. Бронировала на AirBnB где-то за полгода: https://www.airbnb.com/rooms/31921026…. Очень советую для больших компаний, а вообще теперь у меня есть прямой контакт хозяина, кому надо, я поделюсь. Он редкость — пунктуальный киприот 🙂 Единственный минус этой квартиры был в том, что до центра Айя Напы надо было идти пешком 3 км, и не всегда после насыщенных дней на это были силы. А в центре самые вкусные и самые весёлые места. Такси я не узнавала сколько стоит, а Bolt 10 евро, причем не важно из какой точки деревни — фикс цена.

Кроме этого очень хотелось на север на подольше, поэтому дополнительно взяли ещё 1 ночь на севере, тоже отличный дом, советую: https://www.booking.com/hotel/cy/suluca-home.ru.html…. Всё проживание обошлось в 854 евро (3 разных места).

На греческом Кипре мы посмотрели очень мало — только то, что было рядом или по пути. Если вы отдыхаете в Айя Напе или Протарасе или Паралимни, обязателен к посещению Мыс Греко, Мост грешников и Мост любви. Они все рядом, но доехать можно только на машине. Пляж Коннос — сногшибательное место. Я его видела только ночью, этого хватило чтобы понять, что туда надо днём вернуться.

Для любителей потусоваться — октябрь уже конец сезона, но очень много что было открыто ещё. Вообще сравнив тусовку Ибицы с тусовкой Айя Напы могу сказать, что Айя Напа выигрывает. Ну и в разы дешевле. Стоимость коктейлей (больших) в среднем 6 евро, плюс вечно везде суют флаэры на бесплатные шоты, итд — в общем загулять можно отлично.

Для детей — мы несколько раз ходили в Айя Напе в лунапарк, там развлечения на любой возраст, наших было не вытащить. Кроме того были в аквапарке — тоже очень круто, всем понравилось. Цена там только неадекватная. Путем некоторых махинаций мы заплатили за день на двоих взрослых и 2 детей 62 евро — это 50% от обычной цены. Это цена для местных, и то по кампании.

Пляж Нисси был забит, и общее ощущение, что я в России — оооочень много русских, и вообще их много на Кипре, мега много… меню везде есть на русском, и много говорят по-русски в тавернах и вообще везде. Пляж просто волшебный, собственно поэтому там столько народу. Мелкий чистный песок, прозрачная вода, плавный вход, для детей ничего лучше быть не может. Я думала, что будем ездить на разные пляжи, но мы там зависли просто.

Вообще нас подвела погода. Как выяснилось, октябрь 2019 побил все рекорды по дождям за последние 10 лет на Кипре. Т.е были облачные дни, и был проливной дождь иногда, но в общем было все время очень тепло, пиджак понадобился в 2 вечера из 10, и вода не опускалась ниже 26 градусов (сами измеряли).

Питание — планировали завтракать в квартире, а дальше как пойдет. Не вышло — большого супермаркета в Айя Напе нет, ближайший в Паралимни. А то, что рядом было — выбор маленький и невкусно. Поэтому мы шли в ближайшую пекарню Zorbas и брали там всё на завтрак, в том числе и кофе. Про эту пекарню тут уже писали, но повторюсь, выпечка и салаты там отличные. 1 раз в день шли в какую-то таверну, и в очередной раз я убедилась — ну нельзя идти просто так, без наводки и отзывов! Будет столько же стоить, но невкусно! Те места, где мы были, и очень понравилось:

— Taverna Napa — туда мы ходили аж 2 раза — традиционная кипрская таверна, перепробовали все местные блюда, там советую брать мясо.

— Stamna Tavern — по сути тоже самое — вкусно и традиционно

— Vassos Fish Restaurant — рыбный ресторан в порту. Немного подороже, чем в обычной таверне, там мы взяли рыбное мезе и еды было убийственно много и оооочень вкусно

— Puesta Oyster Bar — место в Лимассоле, шикарное!

— Körfez — на северном Кипре — нереально красиво, и вкусно!

На 5-х мы обычно брали 2 блюда из детского меню и 2 блюда из взрослого, если это мезе, то брали 2 мини мезе, обходилось это обычно в 65-75 евро (вместе с напитками), исключение Вассос — там около 90 евро было.

Кроме этого можно питатся всяким фастфудом естественно (не пробовали) и гирос — местный кебаб — вкусно, дешево и сердито. Гирос на нашу компанию выходил меньше 20 евро.

С чем мы обломались из-за погоды — мы остались без дайвинга на Зенобию (затонувший корабль, один из 10 самых крутых в мире) — придется вернуться. И ещё на турецкой стороне из-за дождя потеряли время и не пошли в замок Св. Иллариона, но из-за этого никто сильно не расстроился, ибо было много других впечатлений.

Дайвинг был с моим приятелем на 2 небольших затонувших корабля около Лимассола — ну так себе. Кто погружается, тому будет интересно — на Кипре клубы не очень хотят давать снаряжение и отпускать вас с ним без гида, поэтому пришлось поискать клуб, который был на это согласен. Если кому-то нужны контакты, поделюсь.

Самые яркие впечатления конечно же от Северного Кипра. Даже несмотря на то, что у нас там было 2 полных дня, мы всё не успели. Начали с Фамагусты — пересекли границу около Айя Напы, и город совсем рядом. Место очень необычное и запоминающееся — один кафедральный собор переделанный в мечеть чего стоит… Вообще надо почитать про историю Кипра перед тем, как туда ехать, я сейчас не буду углублятся в подробности, но именно в Фамагусте есть ощущение, что время остановилось. На шикарном городском пляже (ничем не уступает пляжу Нисси!) пустующие гостиницы, в которые попала бомба во время войны — и страшно, и интересно. Всё это огорожено колючей проволокой и военные охраняют. Мы провели там не меньше 2-х часов, может и больше, и поехали в сторону полуострова Карпаз. Я там раньше не была, и в общем-то понимала, что времени ехать нет, но друзья сказали, что туда вот прямо надо! И мы рискнули. По пути остановились пообедать в К, но это уже было 16 часов, а темнеет быстро… в результате в сумерках ехали на Карпаз, чтобы увидеть красивейшую природу, монастырь и ослов-рекетиров. Темнело просто стремительно, поэтому природу не поняли, к монастырю подъехали в полной темноте, а ослы — ну это просто полный восторг! Где-то метров за 100 до монастыря и пика полуострова они просто выходят на дорогу, и не пускают машину дальше, пока их не покормят! Я про это читала, и запаслась морковкой. Открыли окна, и вуаля, со всех сторон в нашу машину с головами залезли милые ослики! Очень-очень рекомендую этот атракцион, но не повторяйте нашей ошибки, туда надо с утра ехать. И дорога на подъезде ужасная, там не разогнатся.

Вообще дороги на северном Кипре отличные тоже, но там как раз камеры есть, будьте осторожны. Наш дом был в Кирении, и туда с Карпаза ехать ещё 2 часа. Темнота кромешная, и только я знала, что по правую руку от дороги были умопомрачительные виды на море, просто рыдаю, что в этот раз проехали это поздним вечером. Приехали в Кирению, заселились, уложили детей и маму спать и пошли с мужем ненадолго в город — в Кирении совершенно волшебный порт с ресторанчиками и классная атмосфера.

Утром шел дождь и прогноз был так себе, поэтому мы не рискнули сразу лезть в горную крепость, а поехали в город, погуляли немного там, а потом пошли в крепость Кирении, там внутри музей, и очень даже интересный, и тоже с крутыми видами. А потом дождь закончился, и мы поехали в монастырь Беллапайс — это место я не могла забыть с первого посещения — очень-очень красиво там! С одной стороны вид на море, с другой на горы, словами это не описать. Погуляли там, пообедали, посмотрели на часы, и поняли, что надо возвращатся. Границу пересекли в Никосии, погулять там не успели к сожалению, быстро темнело. Оттуда уже ехали обратно в Айя Напу.

Насчет цен на севере — я была уверена по разным отчетам, что там дешевле еда, но нам так не показалось, правда мы мало где были. Зато намного дешевле бензин. Если на юге 95й стоил где-то 1,220 евро, то на севере меньше евро.

Поездка получилась очень насыщенная, конечно и потому, что где-то 3 дня ушло на встречи с друзьями и дайвинг, и времени катастрофически не хватило. Прямо сейчас хочу вернутся, и как место для отдыха Кипр просто замечательный.